РИТЕЙЛЕРЫ И СЕТИ
УРОК 1.
Например, привычный супермаркет — это предприятие ритейла, поскольку покупатели могут здесь приобрести товар в небольшом количестве для собственного пользования.

Супермаркеты — самый яркий пример ритейла

Принцип работы ритейл-рынка

Ритейлер выступает завершающим звеном в цепочке передачи товара конечным потребителям от производителя.
Ритейл (retail) — это розничная продажа товаров поштучно или в небольшом количестве непосредственно конечным потребителям. Слово произошло от английского retailer — «продавец в розницу».
Ритейлер закупает товар оптом и продаёт его в розницу.

Цепочка поставок товаров выглядит следующим образом:

  1. Производитель, который непосредственно создаёт товары. Это заводы, предприятия, фабрики.
  2. Дистрибьютор, который покупает товар у производителя оптовыми партиями для последующей перепродажи.
  3. Ритейлер, который приобретает товары у дистрибьютора для розничной продажи потребителям.

Ритейлом считается бизнес, который работает с конечными потребителями.

Размер торговой площади и её наличие значения не имеет.

К предприятиям ритейла относится крупная сеть супермаркетов с огромным ассортиментом или индивидуальный предприниматель, который продает продукцию собственного производства. То есть ритейлинг нужно рассматривать не как торговую точку с определёнными параметрами, а как принцип организации торговли.

Общий признак в том, что целевая аудитория — это люди, приобретающие продукт для личного некоммерческого использования. Ритейл относится к сфере B2C — «бизнес для потребителя».

Особенности ритейла

Главная тенденция сферы retail — расширение ассортимента. Компании стараются дать покупателю возможность купить максимум товаров, покрыть все его потребности. На смену мелким магазинам приходят крупные продуктовые сети, маркетплейсы продают все: от чая до бытовой техники и мебели.
Наценка на товар в ритейле варьируется от 50 до 200%. В этой сфере большие обороты и высокая конкуренция.

Прибыль в ритейле складывается из торговой надбавки, поступлений за оказанные сервисные и дополнительные услуги и доходов от неосновной деятельности (внереализационные операции, сдача помещений в аренду, перепродажа торгового оборудования). Основные расходы — содержание персонала, расходы на коммунальные услуги и электроэнергию, затраты на рекламу и маркетинг.

Чтобы снизить затраты и повысить конкурентоспособность, в ритейле применяют специальные приемы и технологии:

  • Автоматизация. Ее внедряют в системах учета, закупок и складского хранения. Невозможно быстро и правильно вручную отследить движение большого объема товара.

  • Анализ ассортимента. Важно предоставить покупателям нужные им товары и, наоборот, сократить закупку продуктов, которые реализуются плохо. Для этого проводят ABC-анализ позиций и постоянно корректируют ассортимент.

  • Мерчандайзинг. Позволяет эффективно расположить товары на полках магазина, привлечь внимание покупателей к определенным брендам и продуктам. Еще одна важная задача — удобно разместить продукцию в магазине, но при этом выжать максимум прибыли с каждого квадратного метра территории.

  • Программы лояльности. Помогают удержать клиентов, увеличить средний чек покупки, сформировать положительный имидж.

  • Самообслуживание. Если покупатели могут полностью или частично обслуживать себя самостоятельно, то потребуется меньше персонала. Это помогает снизить затраты.

Кассы самообслуживания помогают разгрузить кассиров и сократить очереди в магазине

Кроме того, начинают развиваться и так называемые «беспилотные» магазины. В них полностью отсутствуют кассиры, а оплата происходит автоматически после выхода из магазина. В России их пока немного, например «Пятерочка #Налету».

Применение ритейл-технологий помогает продавать товар в розницу в объёмах, сопоставимых с объёмами оптовых продаж. В этом плане ритейлинг не уступает оптовой торговле и занимает ключевое место в экономике.
Классические ритейлеры все чаще открывают интернет-доставки, запускают собственное производство, чтобы продавать товары от имени своего бренда. Различные форматы ритейла привлекает новую аудиторию.
Категории ритейла

Предприятия ритейла довольно разнообразны. Это маркетплейсы, интернет-магазины, сетевые гипермаркеты, небольшие магазинчики у дома, аптеки.
Ассортимент продукции на продажу тоже разный. По этому критерию выделяют четыре основных категории ритейла:

  • Продукты питания. К сегменту относят любую еду, включая фермерские продукты и полуфабрикаты.
  • Предметы ежедневного потребления. Это всё, что используется в повседневной жизни — лекарства, косметические средства, бытовая химия, средства гигиены, канцтовары.
  • Долговечные товары. К этой категории причисляют товары, которые можно использовать на протяжении нескольких лет — мебель, бытовую технику, автомобили, электронику.
  • Предметы искусства. Сюда входят музыкальные инструменты, картины, книги.

В некоторых классификациях к retail относят предприятия сферы услуг. Это компании, которые оказывают услуги непосредственным потребителям в индивидуальном порядке. Например, банковские услуги, салоны красоты, мобильная связь и кабельное телевидение.

Эти предприятия активно внедряют технологии ритейла, чтобы увеличить прибыль и привлечь больше клиентов: самообслуживание, расширение ассортимента, постоянная разработка и продажа новых продуктов.

Виды ритейла

В зависимости от способа обслуживания покупателей, размеров торговых площадей, технологии размещения товаров и продаж в ритейле выделяют несколько видов: продуктовый и непродуктовый, сетевой, стрит-ритейл и онлайн-ритейл.

При этом ритейлер может относиться как к одному виду, так и сразу к нескольким. Например, ритейл-компании одновременно продают продовольственные и непродовольственные товары, работают офлайн и онлайн.
Рассмотрим каждый вид более подробно.

Продуктовый ритейл

К продуктовому ритейлу относят всё, что связано с розничной продажей продуктов питания. Распространённый вид предприятий — супермаркеты, гипермаркеты и продуктовые магазины. Но также к этому виду относятся торговые палатки, павильоны, рынки.

Продуктовый ритейл считают одним из самых рентабельных видов деятельности, он демонстрирует устойчивый рост даже в кризисные времена.

Супермаркеты популярны за счет большого ассортимента и доступных цен


Трендом последних лет являются магазины в формате convenience (удобный магазин, магазин у дома). Такой вид ритейлеров предоставляет покупателям свежие продукты, которые потребляются в течении 1-2 дней после покупки. Близость к дому позволяет покупателям совершать покупки практически ежедневно засчет небольших продуктовых корзин. В подобных магазинах часто встречаются зоны питания. Яркий пример — сеть магазинов «ВкусВилл».
Стрит-ритейл

Один из наиболее старинных способов организации розничной торговли. В данном случае торговые точки располагают в максимальной близости к потребителям: на первых этажах жилых многоэтажек, на центральных улицах с большой проходимостью.

Успех предприятий стрит-ритейла во многом зависит от грамотно выбранного места размещения торговой точки. Желательно выбирать места с большой проходимостью людей и обращать внимание на то, насколько близко разместились конкуренты. У стрит-ритейл есть минус — высокая арендная плата. Чтобы покрыть расходы, продавцы увеличивают наценку.

Бутики вдоль центральных улиц и сувенирные лавки — это стрит-ритейл

Непродуктовый ритейл

Непродуктовый, или non food retail — это розничные продажи любых непродовольственных товаров. Например, торговля одеждой, детскими игрушками, туристическими товарами, канцтоварами, парфюмерией, хозтоварами.

Предприятия представлены как крупными сетями, так и мелкими магазинчиками. Основная особенность — ассортимент часто меняется в зависимости от сезона. Летом и весной акцент делают на лейки и дачные столики, а зимой привозят много искусственных новогодних елок и предметов декора.

Рыболовный магазин ориентируется на узкую аудиторию и меняет ассортимент в зависимости от сезона: летом — зонты от солнца, зимой — буры для проруби

Онлайн-ритейл

Под онлайн-ритейлом подразумевают розничные продажи в интернете. Товаром выступает все что угодно — продукты питания, одежда и обувь, книги, цифровые продукты, игры и прочее.

Чаще всего онлайн-ритейл представлен интернет-магазинами разного уровня, масштаба и специализации.

Маркетплейс — яркий пример онлайн-ритейлеров
Продуктовый онлайн-ритейл сейчас имеет огромную популярность. Такие сервисы, как Самокат, «Яндекс Доставка, Delivery доставка и др. позволяют потребителям в краткие сроки получить продукты высокого качества или готовые блюда с доставкой на дом. Наценка товаров при этом составляет в среднем 1,5%.
Сетевой ритейл

К этому виду относят ритейл-компании, чьи торговые точки объединены в общую сеть под единым брендом: «Ома», “Миля”, “Макстак”, “Материк”, Алкомаркеты, Торговые Центры, Супермаркеты и многое другое. Точки располагаются в разных городах или странах.

Отличительная особенность сетей в ритейле — это одинаковые цены и ассортимент во всех точках либо в точках конкретных регионов.
Сетевым ритейлом управляет один владелец. Все предприятия работают с единой системой закупок и логистики. Продвижение ритейл-предприятий осуществляют самыми разными способами: офлайн- и онлайн-реклама, email-рассылки, SMM.

Сетью локаций мы называем два или более помещения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, или оказывающих услуги, и имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно, аналогичное архитектурное оформление

Сети объектов могут быть как муниципальные так и коммерческие организации. Также встречается смешанный формат, когда гос.учреждение сдает площади на коммерческой основе, например Спорт-объекты.


Преимущества установки в сетевых объектах:

  • при удачной установке на одном объекте, можно устанавливать в других аналогичных точках
  • есть возможность оформления “Сетевого договора аренды”
  • стандартные условия на всех объектах
  • есть возможность установления преференций

Недостатки:

  • “Накосячил” на одном объекте - потерял сеть
  • единый стандартный формат ДА не дает возможности вносить корректировки
  • единая цена аренды

Важно быть в курсе всех изменений работы сетей или ритейлеров. Любые изменения в работе крупных игроков влияют на субаренду.